Конкурс Дистанционный учитель года 2000

Российская академия образования
Институт общего среднего образования РАО
Центр дистационного образования "Эйдос"

2-й Всероссийский конкурс "Дистанционный учитель года 2000"
15 октября - 25 декабря 2000 г.

Психолого-педагогические особенности дистанционного обучения по моему курсу

      Дистанционный курс по теме "Новые информационные технологии - экспериментаторам: издательская деятельность" создан для обучения учителей школ для того, чтобы вооружить их знаниями, достаточными для практической работы по созданию открыток, листовок, буклетов, газет, альманахов - любого продукта издательской деятельности, который в современной школе обеспечивает демократизацию и гласность учебно-воспитательного процесса. Эта информационная технология необходима при создании обучающих сред, где перманентным делом является издательская деятельность. Эта технология позволяет интегрировать в рамках учебных проектов как гуманитарные, так и естественно-научные предметы при любом деятельностном подходе в обучении, вооружает учителей и учащихся современным инструментом обработки, структурному осмыслению внешней и внутренней информации. Всем, и гуманитариям, прежде всего, среди информационных технологий эта является самой необходимой при освоении информационной культуры, изучении информатики. Глубина освоения данной темы в школьном курсе информатики не является достаточной. Учитель информатики и учителя-предметники эту технологию должны знать глубже.
      Этим целям и служит данный курс.

      Курс представлен в виде связанных Web-страниц, где с помощью Web-дизайна предложена методика подачи этой темы, которая может быть использована на уроках информатики. Дизайн страницы дает акцент и значимость, психологическую опору для запоминания, создает мягкий и комфортный климат общения автора с обучаемыми. Система заданий, контрольных вопросов, предлагаемых после каждого урока, держит обучаемого в необходимом тонусе, помогает в осмыслении и усвоении учебного материала. Масса практических советов позволяет узнанный материал сразу применять на практике. Данный курс предполагает выбор уровня сложности. Уровень сложности обучаемый выбирает сам, он может выбрать уровень настолько глубокий, насколько осилит сам. Трудность дистанционного обучения заключается в том, что обучаемый должен сам уметь управлять своей учебной деятельностью, а этот навык не у всех сформирован. Тогда помогает активность преподавателя, который не оставляет в покое пассивных слушателей, принуждая их к работе, и требует обратной связи.

Об опыте проведения дистанционных курсов в школах США

      У меня есть коллега, живущая в США. Ее сын 18-ти лет учится там в школе. Там очень интересная система образования. Хотелось бы, со слов моей коллеги, коротко о ней рассказать.

      Американские школы сконцентрированы на общем образовании, в особенности на гуманитарных предметах, а также на воспитании ребенка как личности. Уважение к личности там стоит на первом месте, какого бы возраста та личность не была. Там нет родительских собраний, на которых оглашаются списки двоечников, а есть встречи родителей с учителями один на один, так что, если у ребенка есть проблемы с успеваемостью, об этом будут знать только он, учитель и родители. Там все делается для того, чтобы у учеников никаких комплексов не было. Вот поэтому-то и ведут американцы себя так раскованно, не теряются ни в каких условиях, повысить на них голос невозможно, их поведение этого просто не допускает.

      Физику в США преподают один год, химию - тоже, причем вовсе не обязательно брать и физику и химию, достаточно одной из них (вот поэтому, наверное, американцы и не имеют хороших специалистов в научных областях, а ввозят их из других стран, из нашей, в том числе). В школе есть математика, статистика, английский язык, история, биология, физкультура (оценки по физкультуре не ставятся никогда, ибо у всех детей разные физические возможности). Кроме того, существует так называемая Виртуальная школа. В ней можно "брать" интересующие ученика курсы по Интернет. Также у них есть огромное множество предметов на выбор: техника публичных выступлений, библия как литературное произведение, всевозможные рукодельные классы, музыка, танцы, сексуальное образование, способы противостояния алкоголю и наркотикам (ученики охотно "берут" этот предмет и очень гордятся тем, что взяли).

      Один из параметров, учитываемых при приеме в ВУЗ - процент, в который попадает по успеваемости ученик в своем классе (поэтому, наверное, проблемы списывания в школах США не существует). Таким образом, там надо быть на высоте по всем предметам, если хочешь, скажем, в верхние 5% попасть (но здесь существует другая опасность: школы дают разные по уровню знания, и не столь высокие показатели в одной школе могут соответствовать наивысшим показателям в другой).

      Теперь о Виртуальной школе в США. У каждого ученика в его обычной школе есть расписание уроков, в котором, помимо всех других предметов, есть Виртуальная школа. Она есть каждый день. Ученик приходит в класс, где расположены компьютеры, и подсоединяется к нужному классу (предмету), используя адрес Виртуальной школы http://vhs.concord.org и вводя login и password. Преподавателя на другом конце нет. Ученик читает соответствующие главы нужного ему сайта и выполняет задания по прочитанному. Задания можно выполнять как в классе, так и дома. Способные ученики их обычно успевают выполнить в классе, и редко (1 - 2 раза в неделю) берут задание домой. Задания ученик отсылает по e-mail преподавателю, которого он никогда не видел, с которым никогда непосредственно не общался, и на следующий день получает оценку за посланное задание по 100-балльной шкале. В результате обучения выставляют оценки, как четвертные, так и годовые, которые засчитываются так же, как и за другие, очные, предметы. Администрация Виртуальной школы высылает оценки не только ученику, но также и администрации его школы.

      В классе, где ученики подключаются к Виртуальной школе, стоят несколько компьютеров. Одновременно в этом классе находятся много учеников, однако они могут заниматься в Виртуальной школе совершенно разными предметами, так что никакого общения между учениками нет. Занятия получаются индивидуальными.

      Резюмируя вышесказанное, добавлю: нашему, российскому, образованию совершенно не обязательно полностью копировать опыт зарубежный. Но знать о положительных сторонах образования в других странах, безусловно, необходимо. Мне кажется, что опыт Виртуальной школы США достаточно интересный. Возможно, какие-то элементы мы могли бы с успехом применять в наших условиях, особенно для обучения детей в маленьких городах и сельских школах. Проблемы, однако, те же - недостаточное количество техники, линий, а также денег на оплату работы за подключение к Сети и оплату труда преподавателей, создающих курсы и проводящих занятия по ним. Но эту последнюю проблему, возможно, проще было бы решить, рассмотрев ее на государственном уровне.

Заключение

      Я рассказала об известных мне способах проведения дистанционных занятий. Мне бы не хотелось подвергать какой-то из способов критике. Каждый преподаватель волен выбирать для своей работы тот способ, который считает нужным. И это прекрасно, что существуют разные способы, так как любой преподаватель имеет возможность творить, создавая уникальные, авторские дистанционные курсы!

      В начале статьи я уже упоминала о мультимедийных возможностях при проведении дистанционного обучения. Эти возможности можно будет реализовать в полной мере только тогда, когда все преподаватели и учащиеся дистанционных курсов будут подсоединяться к Интернет через выделенные линии, хорошо бы через оптоволоконные (давайте помечтаем…). А пока такая возможность недосягаема, учащиеся подключаются через модемы и плохие телефонные сети, мне думается нецелесообразной перегрузка Web-страниц дистанционных курсов мультимедийными объектами.

      На семинаре по дистанционному образованию, проведенному в МИПКРО в июне 2000 года, было высказано мнение, что при наших настоящих возможностях работы в сети материал дистанционных курсов можно предварительно раздать слушателям на бумажных носителях или на диске CD-ROM. И только выполненные практические упражнения слушатели должны посылать по e-mail. Мне эта мысль показалась интересной, но тогда получается, что слушатели с таким же успехом могут взять в руки книги-практикумы и учиться самостоятельно. И в этом случае трудно образование считать дистанционным.

      Мне кажется, что сейчас мы стоим на пороге революционных преобразований в образовании, более широкого внедрения дистанционной его формы. Конечно, пока нет ничего более полезного для ученика, чем "живая" речь преподавателя на уроке, но я убеждена, что в скором времени будут созданы такие технологии, такие возможности, которые позволят получать через сеть образование более высокого уровня, чем образование очное, использовать опыт лучших преподавателей начальной, средней и высшей школы. Мы, люди заинтересованные в новых формах обучения, должны приближать это время по мере своих сил, возможностей и способностей. Мы должны применить свой творческий потенциал, постоянно делиться опытом. Хочется, чтобы потомки говорили о нас: "Они стояли на пороге революции в образовании, они были первыми в дистанционном образовании. Они внесли достойный вклад в его становление и развитие".
И наш конкурс "Дистанционный учитель года' 2000", безусловно, способствовал реализации этих задач!

Николаева Вера Александровна, победитель конкурса

На личную страницу Николаевой В.А.


© Всероссийский конкурс "Дистационный учитель года ", 2000
© Николаева Вера Александровна, 2000
    E-mail: vnikolaeva@mail.ru

http://www.eidos.ru/dist_teacher/index.htm
E-mail:  info@eidos.ru