

заметки
русской путешественницы Веры
Николаевой


Да, я забыла показать
Вам, мой дорогой читатель, еще один
интересный памятник на Трафальгарской
площади. К сожалению, для
фотографирования он очень невыгодно
расположен. Поэтому вблизи его
сфотографировать практически
невозможно. Но ... - "чем богаты, тем и
рады", как говорит русская пословица.
Взгляните на фотографию слева чуть
ниже. Вы видите памятник казненному
королю Карлу I (или как говорят
англичане, Чарльзу I) (1625 - 1649), он гарцует
верхом на лошади. Помните, еще
Александр Дюма в своем бессмертном
творении "Двадцать лет спустя"
живо описал, как Д'Артаньян и его друзья-мушкетеры
пытались спасти этого короля, которого
противники режима приговорили к
отсечению головы? Помните, как Атос
стоял под эшафотом, и кровь казненного
короля брызнула ему на лицо? Так вот это
он - король Карл I. Жестоко обошелся с
ним предводитель повстанцев Кромвель,
будущий лорд-протектор Англии (1649 - 1660). Но
"как аукнется, так и откликнется" -
в ответ на эту жестокость труп Кромвеля
после его смерти был извлечен из могилы
Карлом II (1660 -1685), сыном казненного
короля. Труп был повешен на виселице, построенной на одной из лондонских улиц, а голова трупа была отрублена и вывешена на колу перед зданием
Вестминстера, Британского Парламента.
Там она "коптилась" несколько
месяцев, все это время ее клевали
лондонские вороны, пока, наконец,
ветром ее не сорвало и не унесло в
неизвестную даль... Об этом нам рассказала наш гид, и история эта очень
потрясла меня: как надо было
обидеть сына, чтобы он так круто
отомстил за своего отца!!! А говорят, что мы,
русские, - азиаты, что мы - варвары!
Услышав такие истории про "их нравы"
с этим запросто можно поспорить! 
Памятник Карлу I перед колонной
Нельсона на
Трафальгарской площади |
Фонтан Трафальгарской площади.
За ним - центральное здание
Национальной галереи
|
Между колонной
Нельсона и Национальной галереей - два
фонтана. Вода в них голубая и удивительно
чистая. Мы видели, как в один из вечеров
служитель, одетый в высокие резиновые
сапоги, ходил в фонтане и подбирал
инородные объекты, которые несознательные
посетители Трафальгарской площади (конечно,
туристы!) набросали в его воды. Туристов на
площади всегда видимо-невидимо. Они
глазеют, фотографируют, позируют, отдыхают
на немногочисленных лавочках, жуя
бутерброды, купленные тут же, в небольших
кафешках по бокам от лестницы, сидят на
ограждении фонтанов, свесив ноги наружу (а
вы подумали, что в фонтан?
), сидят на ступеньках лестницы перед
Национальной галереей. Несознательные туристы кормят голубей:
мэрия Лондона несколько лет назад приняла
постановление о запрещении такого
кормления. Дело в том, что отъевшиеся
голуби совсем забросали своими
экскрементами и памятники, и мостовую
площади, и фонтан. От голубиного помета (простите!)
памятники и все остальное сильно
портилось. Решено было запретить подобное
развлечение туристов (в отличие о Венеции,
где власти города, наоборот, поощряют
кормление голубей, считая их
венецианскими талисманами). По идее на площади должен ходить полицейский и
хватать нарушающих закон с поличным. Но
нигде полицейского видно не было. Пару раз
в глаза бросились таблички с текстом
предупреждения о недопустимости таких
действий. К сожалению, эти таблички
сдерживают не всех туристов ...
Побродив по
площади, мы с Игорем устремились правее
здания Национальной галереи, к церкви
Святого Мартина в Полях. Это интересная
церковь. В ней покоятся многие
знаменитости, например, живописцы Уильям
Хогарт и Джошуа Рейнольдс. Теперешнее здание было построено по проекту архитектора Джеймса
Гиббса, его строительство завершено в 1726 году. Немногие
церкви могут похвастать таким же
влиянием на архитектуру: в США,
многократно повторенная, она стала
эталоном так называемого колониального
стиля церковных строений. Внутрь этой
церкви мы не заходили, поэтому что-то
сказать о ее внутреннем убранстве я не
могу. Экскурсовод нам рассказывала, что в
еще 1914 - 1927 годах ее крипта была открыта
для ветеранов войны и других
обездоленных, и сейчас ее служители
помогают бедным - после полудня здесь
раздают бесплатные обеды. А во дворе, за
церковью существует очень недорогой
рынок. Правда, туда мы тоже не выбрались.
Между львом и колонной Нельсона
видна церковь Святого Мартина в
Полях |
Интересный памятник по пути в Сохо |
В северо-восточной
части здания Национальной галереи сейчас
находится Национальная портретная
галерея, где наряду с живописными
полотнами представлены и фотопортреты
знаменитых британцев со времен Тюдоров (с 1500-х годов). Вход в нее мы
видели, но внутрь не зашли. Между церковью
Святого Мартина в Полях и зданием
Национальной галереи на площади мы
увидели интересный памятник. Он
мраморный. В его основании стоит фигура
женщины, а венчает его - какое-то
сооружение, похожее на крест. Посмотрите
на его фотографию (справа вверху). Он меня сразу
заинтересовал. Мы прочитали надпись на
нем - "Humanity. Edith ... 1915". Назавтра, во
время автобусной экскурсии я спросила у
нашего гида Эльвиры, что это за памятник.
Она отвечала мне не слишком уверенно. По
ее мнению - это подарок Бельгии в
благодарность за помощь Британии в I-й
Мировой войне. По мнению же другого
нашего гида, Людмилы, это - памятник
британской разведчицы времен I-й Мировой
войны, которая работала также как Мата
Хари ... Только тогда при чем же здесь humanity
- человечность, гуманность (англ.)?!!
Ведь если мне не изменяет память, мой читатель, Мата Хари была великой соблазнительницей - танцовщицей, стриптизершей, шпионкой и потрясающей любовницей, в постели которой побывали многие высокопоставленные мужчины: монархи, премьер-министры, послы ... (среди них был даже один русский князь!). Секреты Мата Хари узнавала от любовников в постели, а затем передавала их своему командованию. Так вот, до сих пор неизвестно, на какую разведку она работала - на германскую или французскую. А расстреляли ее в 1917 году во Франции, и она бесстрашно не позволила завязать себе глаза перед казнью.
Пройдя мимо левой стороны этого мраморного памятника, мы с Игорем
отправились дальше. И попали в
знаменитый лондонский район Сохо.