Конкурс Дистанционный учитель года 2000

Российская академия образования
Институт общего среднего образования РАО
Центр дистационного образования "Эйдос"

2-й Всероссийский конкурс "Дистанционный учитель года 2000"
15 октября - 25 декабря 2000 г.

На пороге революции в образовании

      В последнее время я все чаще и чаще говорю себе: в какое интересное время мы живем?! Поразительно все то, что произошло в нашей жизни за последнее десятилетие. Мы стали свидетелями и участниками бурного развития технологий вообще, и информационных технологий - в частности. Я помню, как в 60-е годы мы удивлялись и радовались первому полету человека в космос. Нам казалось, что это нереально. А сегодня космонавты подолгу работают на станции "Мир", и мы не считаем это выдающимся достижением, относимся к этому, как к обычному явлению. Не так давно мы слушали музыкальные записи на пластинках и магнитофонных пленках, а сегодня уже есть диски CD-ROM, CD-RW и DVD. И музыку очень просто можно слушать с помощью компьютера.

      Ох, уж этот компьютер! Десять лет назад, когда в нашей стране в дефиците было все, и простые продукты питания надо было покупать по карточкам, мог ли кто-нибудь предположить, что за короткое время наша жизнь так резко изменится! Что во многих семьях появится компьютер, а в некоторых - даже и не один. Что компьютеры станут действительно персональными и дома, и на работе. Что с помощью этого чуда можно будет писать статьи, рефераты и письма, редактируя и форматируя текст по ходу работы. Что компьютер быстро просчитает какую-то задачу и построит график любой, даже совершенно непонятной функции. Что можно отсканировать старую фотографию и добиться поразительных результатов в улучшении изображения, фотография станет совсем, как новая. Что можно будет сочинять музыку на компьютере, даже не будучи профессиональным музыкантом. Что можно будет протянуть сеть к соседнему дому и пользоваться информацией, хранящейся на компьютере у друга (так делают мой сын и его друзья). Что, наконец, можно будет подключиться к мировому информационному пространству и станет доступным весь мир…

      И ты можешь не только прочитать в сети новости или посмотреть на какие-то фотоизображения, но и послушать музыкальные произведения и просмотреть видеофрагменты. Ты можешь сходить на экскурсию в музеи, знаменитые на весь мир (официальный сайт "Музеи России" - www.museum.ru), сделать покупки в Интернет-магазинах (интернет-магазин по продаже книг "Книги России" - www.books.ru), купить через Сеть нужное тебе программное обеспечение (www.mkrsoft.ru) или заказать туристическую путевку в другую страну (электронная туристическая биржа - www.lemon.ru). Можешь написать и отправить другу письмо (а он живет в Соединенных Штатах Америки), прочитать его ответное письмо… И все это ты можешь сделать, не отходя от стола, на котором стоит это гениальное изобретение 20 века, названное компьютером. Наверное, подобное чувство восхищения человеческим разумом владело и теми людьми, которые были современниками изобретений прошлых веков. Были удивительными первые кинофильмы, радио и телепередачи, самолеты и ракеты.

      Сегодня мы стоим на пороге нового развития информационных технологий: неотвратимо входит в нашу жизнь дистанционное образование. И меня уже не удивляет тот факт, что мой выпускник учится в институте по сети (Русский институт управления - www.tantal-rim.com). Из сети он получает лекции. Причем их можно как копировать из электронных документов, так и смотреть в видеофрагментах (правда, тот предмет, о котором идет речь - гуманитарный (история), не требует изображения формул на доске, достаточно смотреть на лектора). Для проверки знаний студентов и для получения зачета по теме они должны ответить на вопросы теста. За каждую тему студенты получают оценку в зачетной книжке, которая тоже хранится на сервере, и в любой момент студент может в нее заглянуть, достаточно лишь сообщить серверу имя и пароль.

Первое знакомство с дистанционным образованием

      Сейчас мне трудно вспомнить тот день, когда я первый раз услышала о дистанционном образовании.

      Мое непосредственное знакомство с такой возможностью обучения состоялось в 1997/1998 учебном году, когда группа преподавателей нашего Центра образования "Юниор", среди которых была и я, обучались на дистанционном курсе МИПКРО "Технология разработки мультимедиа проектов" у Полиловой Татьяны Алексеевны. Дело это было новое, занятия проводились первый год. И только несколько уроков мы получили по почтовой рассылке (файлы .HTML), большинство же занятий были проведены очно. В июле 1998 года Ассоциация научных и учебных организаций - пользователей сетей передачи данных "Relarn" ("РЕЛАРН"), российский научно-исследовательский институт развития общественных связей (РосНИИРОС) и Самарский государственный университет (СГУ) проводили конференцию, на которую была командирована Центром образования "Юниор" и я. Конференция проходила на корабле, который плавал по Волге. Была очень непринужденная, дружеская атмосфера. Были интересные выступления. Я познакомилась с интересными людьми. Среди них хочу отметить преподавателя Самарского Университета Наяновой Михаила Вениаминовича Овсищера. Он является большим энтузиастом внедрения практики работы с учащимися через сеть. В 1998 году Михаил активно участвовал в проведении компьютерного Фестиваля учащихся образовательных учреждений Самары и области (9 - 11 классов) через сеть Интернет. Ребята были разбиты на несколько команд, задания получали по e-mail, на выполнение заданий отводилось 4 часа. Результаты команды отправляли по e-mail в жюри.

      Михаил Вениаминович любезно поделился со мной теми возможностями, которые мы можем использовать для дистанционного образования. Среди них проект "Спроси ученого": учащимся сообщается адрес, по которому они могут 1 раз в неделю послать письмо с вопросами по определенному предмету ученому, и он отвечает на эти письма. Справедливости ради надо сказать, что, по-моему, в наших условиях этот проект невозможно реализовать по нескольким причинам. Они всем понятны и я не буду на них останавливаться.

      Следующий проект, предложенный мне Михаилом Овсищером, посвящен "Евгению Онегину" А.С. Пушкина. В Интернет есть несколько сайтов с текстом этого романа, но нет Комментария, талантливо написанного к роману Юрием Лотманом. Надо сказать, что наша беседа проходила в год, предшествующий празднованию юбилея А.С.Пушкина, и такая работа была бы очень кстати. Мне идея очень понравилась. Мои учащиеся в следующем учебном году провели большую работу: подготовили текст (как самого романа, так и текст Комментария) в электронном виде. Но нам не хватило времени на реализацию этой идеи. Излишне подчеркивать при этом, что сил было затрачено много. Юбилей прошел. Актуальными оказались другие проблемы, другие темы. Временно от создания этого сайта я отказалась. Но в дальнейшем, видимо, к следующему юбилею нашего поэта (а осталось всего-то 4 года), мы эту работу все-таки выполним.

На личную страницу Николаевой В.А. Продолжение статьи

© Всероссийский конкурс "Дистационный учитель года ", 2000
© Николаева Вера Александровна, 2000
    E-mail: vnikolaeva@mail.ru

http://www.eidos.ru/dist_teacher/index.htm
E-mail:  info@eidos.ru