Конкурс Дистанционный учитель года 2000

Российская академия образования
Институт общего среднего образования РАО
Центр дистационного образования "Эйдос"

2-й Всероссийский конкурс "Дистанционный учитель года 2000"
15 октября - 25 декабря 2000 г.

Курс, созданный мною для дистанционного обучения

      Существует несколько способов проведения дистанционных занятий через сеть Интернет. Мне известны четыре способа.

      Первый способ - посылать учащимся задания уроков по электронной почте в виде файлов .DOC и получать от них ответы на тестовые вопросы к каждому уроку тоже по электронной почте. Такой способ использует моя коллега - преподаватель нашего Центра Чмига Марина Афанасьевна. С одной стороны, такой способ имеет очевидные преимущества: документы для уроков готовить проще. С другой стороны, у него есть существенные недостатки. Первый недостаток - если надо послать учащимся какие-то графические иллюстрации, их надо вкладывать в письмо в виде отдельных файлов, причем обычно количество вложенных файлов не может быть большим, чем 4 штуки (мы пользуемся известным почтовым сервером mail.ru). Принимая во внимание количество учащихся в группе (25 человек), становится очевидным, что этот недостаток - довольно серьезный. И второй недостаток - так как наши телефонные сети не очень хороши, несколько раз были случаи потери писем.

      Второй способ - выставить задания уроков в документах .DOC в сети на Web-странице. А ответы на вопросы и выполненные упражнения получать от учащихся по почте. Так проводит занятия со своими учащимися преподаватель МИПКРО Нечаев Виктор Миронович. Надо сказать, что этот способ лишен первого из недостатков, приведенных мною выше. Но здесь интернет-сервер используется лишь для хранения текстовых документов, так сказать в режиме "монолога".

      Третий способ - выставить задания уроков в документах .HTML в сети на Web-странице. Этот способ - лишь некоторое развитие второго способа. Так проводит занятия со своими учащимися преподаватель МИПКРО Полилова Татьяна Алексеевна. Здесь интернет-сервер используется лишь для хранения документов .HTML, тоже в режиме "монолога".

      Четвертый способ - представить курс в сети, как полноценный Web-сайт, имеющий перекрестные гиперссылки. Выполненные учащимися упражнения получать по электронной почте, а ответы на вопросы тестов уроков - через интернет-сервер, используя его возможности по работе со страницами-формами. При таком способе интернет-сервер используется по своему прямому назначению - осуществляет диалог с пользователем, в данном случае с учащимся дистанционного курса. Этот способ и был выбран мною для создания и проведения своего первого дистанционного курса в прошлом 1999/2000 учебном году. Так как он получил множество положительных откликов со стороны слушателей, эту работу мы продолжаем и в этом году. Кроме этого, данные занятия могут выполнять ученики нашего центра, обучающиеся в моих группах, которые по каким-либо причинам пропустили очные занятия в Центре.

      Этот курс был создан мною для проведения занятий через сеть Интернет с учителями школ, направленными в лабораторию Методики и информационной поддержки развития столичного образования МИПКРО (зав. лабораторией - Пахомова Нинель Юловна). Он базируется на отработанной мною методике проведения очных занятий и переработан для проведения занятий через Интернет.

К сожалению, еще существует много людей, искренне считающих, что они знают все о возможностях текстового процессора Word, и вместе с этим отбивающих пустые строки перед абзацами и пробелы для создания красных строк или отступов. Это является большой ошибкой, которая приводит к неверному форматированию документа. Таким людям я настоятельно рекомендую изучить все возможности процессора Word!

      Продолжительность дистанционных занятий - 36 часов (6 уроков).

      Цель занятий: научить слушателей работе с текстовым процессором Word, так как это - основной инструмент для создания текстовых документов, доступный учителям, ученикам и администрации учебных заведений, в частности школ.

      По окончании курса слушатели овладевают навыками:

  1. Создания текстового документа любого объема и сложности.

  2. Создания газетных листков, использующих готовые графические объекты, в том числе фотографии.

  3. Создания многостраничных документов: доклада, реферата, брошюры, книги.

  4. Работы с приложениями Microsoft WordArt и Microsoft Equation.

      На курсе обучаются слушатели с разным уровнем подготовки, поэтому первое занятие - очное. На этом занятии слушатели учатся работать в сети Интернет с Web-страницами и почтовым сервером. Если слушатели находятся в другом городе, для обучения на курсе они должны владеть указанными навыками, или, на превых порах, их должен кто-то консультировать.

      Структура каждого дистанционного урока следующая:

      Первая Web-страница - титульная, на ней помещены кнопки навигации по страницам урока.

      Следующие страницы урока посвящены теории.

      Затем идут страницы с практическими упражнениями. Сложность возрастает от упражнения к упражнению, что обеспечивает дифференцированный подход к слушателям: более опытные и продвинутые выполняют все упражнения, а начинающие могут остановиться на любом из упражнений, материал будет ими усвоен. Для экономии времени тексты для форматирования могут быть скопированы непосредственно с Web-страницы. Образцы выполненных упражнений представлены на страницах в виде рисунков (для предотвращения копирования и дальнейшего представления этой работы слушателями, как своей).

      Последняя страница - Ответы на вопросы. Слушатель выбирает ответы, щелкая по радиокнопкам. При нажатии на кнопку "Отправить заявку", находящейся в самом низу страницы, они отправляются через сеть на сервер, который пересылает их в мой почтовый ящик.

      Если в процессе изучения курса у слушателей возникают вопросы, и им необходима консультация, они переписываются со мной по электронной почте.

      Для получения зачета по текущему уроку слушатели посылют по электронной почте файл с выполненными упражнениями и отвечают на вопросы теста. После проверки результатов я посылаю слушателю письмо, в котором анализирую ошибки и сообщаю ему адрес, по которому можно найти в сети следующий урок.

      Таким образом, обучение получается индивидуальным.

      Регулярно, не реже 1 раза в неделю, в сети обновляется страница с журналом выполнения заданий по уроку, проводится разбор ошибок слушателей в разделе "Работа над ошибками" данной страницы.

      Для получения зачета по курсу слушатели представляют свою творческую работу. Ею может быть газетная страница на свободную тему или многостраничный документ.

      Преимущества четвертого способа проведения дистанционных занятий:

  1. Материалы занятий постоянно присутствуют в сети, поэтому недостатки, присущие организации занятий по почтовой рассылке, исключены.

  2. Подключиться к обучению слушатели могут в разное время, на разном уровне своих умений и навыков, это определяется модульностью курса. Каждая его часть является законченным фрагментом.

  3. Файлы страниц имеют небольшой объем (самый большой - 25 Кб), что приводит к их быстрому получению из сети на компьютер.

  4. Web-страницы содержат как текст, так и множество рисунков, что делает материал урока наглядным (общее число Web-страниц, созданных мною, 42, и для них создан 341 рисунок).

  5. Простота перемещения по материалам сайта, наличие большого числа внутренних гиперссылок.

  6. Материал урока можно изучать как в режиме on-line, подключившись к Интернет, так и в режиме off-line, предварительно распечатав страницы на принтере. Каждый рисунок для работы в режиме on-line имеет альтернативный текст, появляющийся рядом с ним при наведении указателя мыши.

  7. Адрес размещенного в сети следующего урока сообщается слушателю только тогда, когда он пришлет выполненные упражнения и ответит на вопросы теста. Такая методика позволяет четко контролировать процесс обучения и обеспечивает индивидуальную работу преподавателя с каждым слушателем, независимо от начального уровня его подготовки.

      Недостаток четвертого способа проведения дистанционных занятий для преподавателя-создателя курса - очень большие затраты времени при создании Web-страниц (принимая во внимание то, что методика преподавания очного курса отработана). Это объясняется тем, что каждая страница и каждый рисунок - штучные продукты, проходят "через руки" преподавателя. Автоматизировать эту работу невозможно. Но, думается мне, качество знаний, приобретаемых слушателями, может сгладить этот недостаток.

Мой дистанционный курс размещен в Интернет
На личную страницу Николаевой В.А. Продолжение статьи


© Всероссийский конкурс "Дистационный учитель года ", 2000
© Николаева Вера Александровна, 2000
    E-mail: vnikolaeva@mail.ru

http://www.eidos.ru/dist_teacher/index.htm
E-mail:  info@eidos.ru